СРОЧНО! МОИ НОВОСТИ ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ Новости, которые затронули меня...
Это не события, это их отражение
10 октября 2012 года. Сегодня в автомобильной катастрофе в Москве погибла актриса и телеведущаяМарина Голуб. М.Голуб разбилась в автокатастрофе: в 00:05 мск на пересечении
проспекта Вернадского и улицы Лобачевского произошла авария с участием
четырех автомобилей. От удара водитель одной из машин и его пассажирка
М.Голуб погибли на месте.
По словам очевидцев, виновником аварии
стал водитель автомобиля Cadillac, который проехал на красный сигнал
светофора на скорости примерно 120 км/ч и врезался в Hyundai Getz, в
котором ехала актриса. От страшного удара машину подкинуло в воздух, она
несколько раз перевернулась, ударив ВАЗ-2110 и KIA. Водители двух
последних машин серьезно не пострадали.
Водитель Cadillac, который
перед аварией даже не попытался остановиться, скрылся с места
происшествия. Его ищут сотрудники полиции. Читать полностью:http://top.rbc.ru/society/10/10/2012/673626.shtml
02.04.10 НовоИерусалимский Воскресенский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский Монастырь город Истра Московская область
1 апреля 2010 года Страстная неделя. Чистый четверг. Мы с Николай Николаевичем ознаменовали посещением Новоиерусалимского монастыря. Это наше четвертое посещение подмосковных монастырей: ранее мы уже посетили Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Лавру в Сергиевом посаде, Спасо-Бородинский Бородино.
Поездку мы начали с посещения Истринского водохранилища, места, где построены ВИП-дачи. Красивые места!.
Отсюда мы двинулись к монастырю.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1656 году
ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную
реформу Никон распорядился о строительстве нового
монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва —
Третий Рим", монастырь должен был стать
религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был
копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим),
а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также
окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания,
горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства,
в Палестину был командирован монах Арсений Суханов,
который произвел обмеры и составил чертежи храмов.
Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по
сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой
именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой
заменить.
В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры
началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году
из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем
объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в
Новоиерусалимском монастыре.
Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и
сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом
царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый
Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в
Новоиерусалимском монастыре.
Жизнь монастыря после смерти Никона
После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен.
Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII
века деревянную монастырскую ограду заменили на
каменную стену с башнями и надвратной церковью.
Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих
Якова Григорьевича Бухвостова.
Традиция привлекать к строительству монастыря лучших
архитекторов впоследствии была продолжена — так, когда в 1723 году
обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся
Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших
перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович
Воронихин и Константин Андреевич Тон.
Монастырь при Петре
Уже в правление Петра, В 1698 году у стен
монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими
войсками и верными правительству частями под руководством
генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их
часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам. Как раз при
Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок —
именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во
влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из
богатейших в стране библиотек.
Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры
второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники.
После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей.
Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был
разграблен, а монастырь взорван — разрушены башни и
колокольня, сильно поврежден собор.
Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь
(кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994
года является действующим.
Воскресенский собор
В центре монастыря находится Воскресенский собор,
который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно
соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме.
Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном,
наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный
одноглавый храм.
С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром
(высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре
не существует.
В северной части храма — Успенская церковь
(действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная
святыня монастыря.
С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны.
Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и
Елены. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже
был единственный в России полностью изразцовый иконостас,
из десяти панелей которого сохранились семь.
Строения монастыря
Большая часть строений монастыря была возведена в
короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в
ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью
Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты
архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены
дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и
братский корпус.
Рядом — Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря
была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов)
и включает восемь башен — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом,
Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было),
Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также
святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью
(1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский
сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в
излучине реки Истры.
Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые
образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от
монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего
пребывания в монастыре.
Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это
четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви
(на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том
числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме
очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий
пример жилого дома XVII века.
Рассказать о своём знакомстве с Новоиерусалимским монастырём я
попытаюсь языком фотографий. И всё же очень небольшое текстовое
введение к этому фоторассказу необходимо. Однако, сделать его кратким и,
в то же время, хоть сколько-нибудь полным очень тяжело - настолько
интересна и насыщена необычными, а порой и драматическими событиями
история обители. Не обессудьте, поэтому, за чрезвычайную
конспективность этого введения, ведь в русскоязычном Интернете можно
найти огромную массу публикаций об истории и современной жизни
монастыря.
Идея основания монастыря как Нового Иерусалима принадлежала
патриарху Никону (по другим сведениям - Алексею Михайловичу Романову,
сподвижником которого некоторое время был Никон). Смысл этой идеи -
создать в России, которая после падения Византии претендовала на то,
чтобы стать центром православного мира, монастырь как образ (образ, но
не копию!) сооружений Святой земли и её главного собора - Иерусалимского
храма Гроба Господня. Строительство монастыря было начато в 1658 году и
завершено, в основном, в 1685 году. Его композиционным и смысловым
центром стал Воскресенский собор, выполненный в едином комплексе с
ротондой-пантеоном и подземной церковью Константина и Елены.
По своей внутренней планировке Воскресенский собор является
фактической копией Иерусалимского храма Гроба Господня. Отличается он
от последнего лишь внутренней и внешней отделкой и своими куполами,
которые выполнены в духе русских православных традиций.
В декабре 1941 года германские войска при отступлении от
Москвы (в монастыре они пробыли около трёх недель) взорвали все значимые
монастырские здания и строения, в том числе Воскресенский собор с
колокольней, башни крепостных стен, Входоиерусалимскую надвратную
церковь и др. Восстановительные работы реально начались уже в январе
1942 года, а в конце 40-х годов строители приступили к полной
реконструкции монастыря. Сейчас из крупных сооружений остается не
восстановленной лишь 7-ярусная колокольня.
Ну а далее - слово фотографиям.
****
На первом снимке - вид на композиционный центр монастыря и
его основную достопримечательность - соборный комплекс, включающий в
себя Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены и
ротонду-пантеон над часовней с образом Гроба Господня. Вид этот
открывается при входе в обитель с восточной стороны, от главных
монастырских ворот.
А вот как выглядел этот комплекс в XIX веке (фото с
литографии Л.П.А.Бишебуа, автора нескольких известных художественных
композиций, выполненных в Москве, Подмосковье и в Санкт-Петербурге). В
отличие от предшествующей фотографии, на литографии с южной стороны
собора - 7-ярусная колокольня, возведённая в 1660-е годы и взорванная,
как уже указывалось, германскими войсками в декабре 1941 года.
На следующих двух фото - Воскресенский собор, снятый в разных
ракурсах, позволяющих увидеть и рассмотреть более подробно внешний вид
подземной церкви, а также ротонду-пантеон.
Последняя из вышеприведенных фотографий (с ротондой-пантеоном
на переднем плане) сделана с галереи над монастырской стеной. На этом
снимке на заднем плане - надвратная Входоиерусалимская церковь,
возведённая при строительстве восточной части стены над Святыми
воротами.
Монастырская стена - самостоятельный архитектурный памятник.
Построена она была из камня в духе древнерусских крепостных традиций,
имееет толщину 3 метра и высоту 9 метров. Над стенами - крытая галерея и
восемь башен, семь из которых названы по именам городских ворот
древнего Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом,
Баруха, Ефремова, Иноплеменничья. Восьмая башня - Елизаветинская
надвратная, была построена гораздо позднее, над западными входными
Елизаветинскими воротами, сооруженными по указанию императрицы Елизаветы
Петровны. Вели эти ворота с территории монастыря в парк, называвшийся
Гефсиманским садом , и к реке Истре (Иордану).
На очередном фото - вид на северную часть монастырской стены с
Ефремовой башней и башней Варуха, а также часть территории обители с
одним из братских корпусов.
Следующее фото - вид на Сионскую башню с внешней территории,
со склона холма, на котором возведён Новый Иерусалим и по которому
пролегает пешеходная дорожка, ведущая к монастырю от ближайшей ж.д.
станции.
Вдоль западной части монастырской стены, за Воскресенским
собором - здания бывших больничных палат, трапезные палаты с трапезной
церковью Рождества Христова и палаты архимандрита.
Меж двух братских корпусов для монашествующих разместилось
ладно и крепко скроенное здание - палаты царевны Татьяны Михайловны
(сестры царя Алексея Михайловича).
В северном приделе Воскресенского собора находится ещё одна
из монастырских церквей - очень красивая, выполненная в стиле барокко
действующая Успенская церковь. В этой церкви находится главная святыня
монастыря - рака с дланью святой великомученицы Татьяны.
Перед тем, как закончить этот небольшой фоторассказ, я хочу
вновь обратиться к монастырской колокольне, единственному сооружению,
оставшемуся не восстановленным после её разрушения в 1941 году. На
очередном снимке - вид на Воскресенский собор с южной стороны. Хорошо
видно место, где колокольня примыкала к собору. Это место остаётся
неотреставрированным, а в нижней его части видны строительные леса,
укрытые зелёной сеткой, скрывающей руины первого яруса колокольни.
Значит будет она всё-таки восстановлена!!
После разрушения колокольни из пятнадцати её колоколов
остались целыми только два. Один из них, именуемый "Трёхсвятительский",
весом 100 пудов, установлен здесь же, в монастыре на небольшой звоннице и
хорошо виден на предыдущем снимке. А вот его фото, сделанное более
крупным планом.
В заключение хочу рассказать, что к монастырю я пришел пешком
от подмосковной ж.д. станции Новоиерусалимская Рижского направления.
Приятная и недалёкая получилась прогулка, занявшая всего около 20-25
минут. Монастырские купола открылись издалека - живописная картина на
фоне зеленых рощ и буйства цветущих июньских трав. Вот пара снимков,
сделанных на этом пути к монастырю. На втором из них - подвесной мост
через реку Истра.
Я уже говорил, что невозможно в кратком фотоочерке рассказать
даже малую толику богатейшей и интереснейшей истории этой обители.
Побывайте здесь, познакомьтесь с ней, и вы не пожалеете об этом. Сейчас
на её территории сосуществуют мужской монастырь и Государственный
историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим".
Доступные каждому экскурсии в выходные дни следуют здесь одна за другой.
И вновь нас встретила красота куполов и великолепие храмов.
Пушки перед входом в монастырь.
За моей спиной подземная церковь и Воскресенский Собор Гроба Господня.
Мы зашли в Собор, было немноголюдно.
Обошли территорию, любуясь лепниной, куполами. Зашли в музей, взяли билеты. Тут случилась огромная еприятность. Обувая бахилы, у меня из кармана выпал фотоаппарат и ударился о каменный пол. Я огорчился, но придал особого значения. И только в музее, где мы купили разрешение на съемку, я обнаружил, что фотоаппарат не работает. Я подумал, что сел аккумулятор, а запасные у меня остались в куртке в гардеробе. Я уже хотел вернуться, но Николай Николаевич предложил снимать на свой телефон. Так и сделали.
Один зал был отведен под выставку какого-то художника. Я даже не запомнил его фамилию. Зашли в храмовую церковь, поставили по свечке.
И только на улице я обнаружил, что у моего фотоаппарата разбился замок, закрывающий аккумуляторы. Расстроился. На улице зашли в придел, где хранится тело патриарха Никона. Поставили свечки, приложились к гробу. Надо было высказать патриарху свои беды и просьбы - он помогает, но ничего путного в голову не пришло. И мы покинули монастырь.
Николай Николаевич настоял и купил мне новый фотоаппарат.
Это магазин и продавщица. Пообедав в "Летней Веранде" мы вернулись в Рузу.
Проходит
время... Забываются важные новости. Меняю и меняю форму подачи своих
новостей, новостей моего времени. Уже видно, что некоторые сделаны в
принципе неправильно. Новости о ком-то подразумевают дальнейшее
пополнение материалов, а их нет и они не нужны, раз человек умер.
Перебираю варианты...